Для того чтобы люди стали пользоваться не только ОСАГО, но и другими страховыми услугами, нужно сделать их доступными. Положительную роль здесь могут сыграть центры финансовых услуг. Альянс "Альфа-Банк"-"АльфаСтрахование"-"Альфа-Капитал" способен стать крупным игроком на этом рынке - почти в любом отделении банка можно купить страховые продукты "АльфаСтрахования".
Итоги,
5 августа 2003 г.
Финансовый супермаркет 2237 просмотров
Банковские, страховые и инвестиционные услуги, сконцентрированные в едином офисе, - это палочка-выручалочка для сверхзанятых людей
В центре финансовых услуг за один день можно застраховать машину, с выгодой вложить деньги и получить новую банковскую карту.
Иван РЫБИН Заплатить за квартиру и телефон, застраховать машину, завести новую банковскую карту и выгодно инвестировать сбережения - согласитесь, успеть все это за один день непросто. Особенно если офисы, в которые необходимо заехать, находятся на разных концах города, а у вас запланировано несколько деловых встреч и мероприятий. Вот бы все это объединить под одной крышей, мечтаете вы. Чтобы заехать в один офис и там выбрать сразу и банковские услуги, и инвестиционные, и страховые. Как в супермаркете...
Называется такой супермаркет центром финансовых услуг (ЦФУ). Изобрели этот вид бизнеса еще лет двадцать назад. В 80-х годах ХХ века множество подобных центров открылось по обе стороны Атлантики, и, кстати, специалисты до сих пор спорят, кому принадлежит пальма первенства.
За два с лишним десятилетия ЦФУ во всем мире прошли несколько стадий развития, в результате чего некоторые функции отпали, а некоторые, наоборот, были благоприобретены. Например, такая услуга, как страхование, там не прижилась: на Западе уже много десятилетий успешно функционирует система продажи полисов через агентов и компаниям гораздо выгоднее держать людей "в поле", нежели платить за дополнительное офисное место. В ходе общей интеграции банков, крупных инвестиционных компаний и фондов роль главенствующего офиса взяли на себя кредитные организации, поэтому за границей именно филиалы и отделения крупных банков по сути и стали теми самыми финансовыми центрами. Отдельно стоящие ЦФУ плавно "перетекли" в банковские помещения: так гораздо рациональнее из соображения затрат, ведь аренда офисных помещений - удовольствие не из дешевых.
В России ситуация иная, и прежде всего со страхованием. По сути этот рынок только формируется. Мощным толчком к развитию страхового бизнеса стало введение обязательного страхования гражданской ответственности для автовладельцев. До 1 января 2004 года более двадцати миллионов россиян купят полисы, таким образом, страхование войдет практически в каждую семью. Но для того чтобы люди стали пользоваться не только обязательной "автогражданкой", но и другими страховыми услугами, нужно сделать их доступными, и положительную роль здесь могут сыграть те же ЦФУ.
То же самое и с паевыми инвестиционными фондами - у этого вида инвестиционного бизнеса хорошие перспективы. По оценкам специалистов, к 2007 году около 10 процентов сбережений россиян будет размещено в ПИФах - доходность по банковским депозитам стремительно падает, а инвестирование в фонды дает гораздо лучший результат. Но опять-таки нужно донести все это до народа, то есть дать людям возможность свободно покупать и продавать паи в удобных для них местах.
Сейчас в стране насчитывается всего шесть ЦФУ. Причем все они расположены в столице и принадлежат одному альянсу - "Автобанк"-"НИКойл"-"НИКойл-Страхование". А полный комплекс услуг вообще оказывает лишь один из них - ЦФУ "Фрунзенский". Но уже к августу планируется сделать все шесть универсальными. В планах за три года создать по России 100 ЦФУ, в том числе в столице - 10-15. "Мы будем организовывать их на базе областных филиалов - там будет весь комплекс услуг, включая страховые, депозитарные, ПИФы и, разумеется, банковские. Каждый такой центр в среднем будет "вести" 3-4 тысячи клиентов, - говорит заместитель председателя "Автобанка" Юрий Воронин. - В ЦФУ пойдет высшая прослойка среднего класса - люди, которые умеют считать деньги и ценят свое время. Но это не VIP - для тех существует специальное индивидуальное обслуживание, а это совершенно отдельное направление деятельности финансового института".
По пути развития финансовых центров готовы пойти и другие российские финорганизации. Например, альянс "Альфа-Банк"-"АльфаСтрахование"-"Альфа-Капитал" способен стать крупным игроком на этом рынке. Руководитель пресс-службы "Альфа-Банка" Вадим Юрко рассказал "Итогам": "Специальных отдельно стоящих помещений для такого комплексного разностороннего обслуживания клиентов у нас пока не планируется - каждый наш филиал и каждое отделение станет этим центром. В нашем банке разработана и утверждена стратегия так называемого финансового супермаркета - страховые, банковские и инвестиционные услуги под одной крышей. Уже сегодня практически в любом отделении "Альфа-Банка" можно купить страховые продукты "АльфаСтрахования" и инвестиционные "Альфа-Капитала". В дальнейшем это будет распространено и на нашу новую сеть "Альфа-Банк Экспресс": там появятся все три перечисленных мною вида услуг, а в перспективе еще доверительное управление и пенсионные продукты".
За комплексным подходом к обслуживанию клиентов будущее - это понимают все. Или почти все. Во всяком случае многие структуры, в которых одновременно занимаются банковской, страховой и инвестиционной деятельностью, начали задумываться об интеграции клиентских потоков. Но в каком виде это осуществится, какая форма получит наибольшее распространение, пока что не совсем понятно. Так, в "Банке Москвы" создавать специальные ЦФУ не намерены, а паи ПИФов и полисы дружественной Московской страховой компании будут просто продаваться в филиалах и отделениях этой кредитной организации.
В другой крупной российской структуре - "Интерросе" - тоже идет разработка единой концепции обслуживания клиентов. Но принципы этого дела более или менее едины, и они продиктованы экономической целесообразностью. "На нынешнем этапе развития российской финансовой системы набор особо востребованных услуг для населения достаточно ограничен - в основном людей интересуют депозиты. В этой связи, когда человек видит крупную структуру, включающую и страховую компанию, и ПИФ, и банк, у него возникает больше доверия к этому бизнесу, соответственно и вероятность того, что он принесет деньги именно туда, увеличивается. Это и есть основной смысл финансовых центров: аккумуляция средств населения и последующее размещение их в реальном секторе экономики. А на Западе таких проблем у банков нет, средств у них хватает и задача в другом - правильно ими распорядиться. Поэтому и ЦФУ там сегодня по сути дела не нужны", - пояснил заместитель генерального директора Московской межбанковской валютной биржи Валерий Петров.
Интересно, что в деле обустройства финансовых центров Россию обогнал наш южный сосед по СНГ - Украина. Там национальные банки открыли значительно больше ЦФУ, чем на данный момент имеется в нашей стране. Недавно в Одессе появился объект под названием "Финансовый супермаркет", причем это уже не первый такой центр в крупном черноморском городе. В одесском "супермаркете" клиенту предлагается сразу несколько десятков различных финансовых продуктов: банк, который создал данный центр, имеет 27 лицензий Национального банка Украины из 30 возможных. Подобный центр открыт в Николаеве, и таких примеров на Украине немало...
Кстати, о наборе финансовых продуктов. Страхование и ПИФы в комментариях особо не нуждаются. Набор услуг здесь стандартный, причем он практически идентичен в любой стране мира с более или менее развитой финансовой системой. Страхование недвижимого имущества, жизни, автотранспорта и так далее - все это в России есть. Интервальные и открытые ПИФы - тоже. Отличия от Запада по технологиям пока что имеются, но они быстро нивелируются и вскоре должны совсем исчезнуть. А вот с кредитованием - одним из основных банковских продуктов - у нас пока непросто. Имеется в виду кредитование физических лиц - в отличие от ссуд предприятиям развитие этого дела идет в России нелегко. Хотя потребность в данной услуге есть, особенно в том, что касается ипотечного и потребительского кредитования. И здесь центры финансовых услуг тоже могут стать проводником данного вида бизнеса - многие российские финансовые организации собираются включить ипотеку и потребительское кредитование в общий "пакет" для своих клиентов. О том, как это будет сделано и какие еще структуры придется подключать к данному процессу, пока говорить рано (особенно по ипотечному кредитованию) - в банках идет разработка концепций и технологий. Но в том же "Автобанке" уверяют, что до конца года все будет готово и посетители их ЦФУ получат возможность пользоваться еще и кредитными ресурсами.
Однако центры финансовых услуг будут выгодны для клиента при одном условии - если система станет эффективно работать. Между тем состыковать и полностью синхронизировать бухгалтерии, бэк-офисы и иные структурные подразделения нескольких организаций, являющихся самостоятельными субъектами хозяйствования, весьма сложно. Создать общие базы данных, согласовать их с уже существующими - задача нелегкая. И именно эта проблема достаточно серьезно тормозит развитие ЦФУ. Не всем российским финансовым организациям под силу данная работа, а специализированные софтверные компании соответствующее программное обеспечение пока что не производят. Так что здесь банкам и финансовым компаниям приходится действовать в одиночку. Правда, как уверяют программисты, ждать осталось теперь уже совсем недолго.
Вся пресса за 5 августа 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
12 ноября 2024 г.
|
|
Компания онлайн, 12 ноября 2024 г.
ОСАГО на день — и нет проблем
|
|
ГТРК Самара, 12 ноября 2024 г.
Житель Самарской области пойдет под суд за обман страховой на 400 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ-Самара, 12 ноября 2024 г.
Жителя Отрадного подозревают в мошенничестве в сфере страхования
|
|
SecurityLab, 12 ноября 2024 г.
Утечка данных? Страховка возместит: новая защита россиян с 2025 года
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 12 ноября 2024 г.
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
|
|
ПРАЙМ, 12 ноября 2024 г.
ГД одобрила в первом чтении увеличение предельного срок ремонта по ОСАГО
|
|
Ведомости онлайн, 12 ноября 2024 г.
Страховщики могут запустить продукт по компенсации ущерба от утечки данных
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Эксперты удивлены отсутствием роста тарифных показателей по страхованию от несчастных случаев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Страховщики ЕС должны иметь дополнительный капитал для активов, связанных с ископаемым топливом
|
|
Frank Media, 12 ноября 2024 г.
Страховщики запустят возмещение от утечек данных в 2025 году
|
|
Гудок, 12 ноября 2024 г.
В России будут возмещать ущерб от утечек данных
|
|
Коммерсантъ-Казань, 12 ноября 2024 г.
Татарстан увеличит страховой запас системы ОМС в 2025 году до 9,6 млрд руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Британские покупатели с оптимизмом смотрят на будущее параметрического страхования
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 ноября 2024 г.
Комитет ЖК рассмотрел законопроекты в сфере страхования и страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Социальная инфляция давит на цены страхования от несчастных случаев и ответственности
|
|
Коммерсантъ-Казань, 12 ноября 2024 г.
В Татарстане бюджет ОМС на 2025 год увеличат на 7,7 млрд руб.
|
|
СенатИнформ, 12 ноября 2024 г.
В СФ посоветовали россиянам не гнаться при инвестировании за большой прибылью
|
 Остальные материалы за 12 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|